Психология генетика

Создателем этого направления считается Жан Пиаже, именно он впервые заметил, что при проведении специальных тестов дети, примерно одного возраста, совершают одинаковые ошибки, что и способствовало тому, что он выдвинул гипотезу об отличиях мыслительного процесса у взрослых и детей. В настоящее время генетическая психология изучает когнитивные процессы у детей, механизмы познавательной деятельности, а также логические процессы детей.

Генетическая память в психологи

В основе этой области психологии лежит гипотеза о том, что существует определенный механизм, который и позволяет передавать память о генотипе по наследству, то есть, это единственный вид памяти, на который нельзя повлиять и который невозможно изменить. Эта информация о генотипе дается нам при рождении и именно она называется наследственной памятью. Генетические корни психологии и поведения при этом являются довольно сложной проблемой. Ведь ученые до сих пор не могут определить, что в большей степени оказывают влияние при формировании личности – социум, воспитание, средовые факторы или все-таки наследственность. Именно определение этого аспекта является одной из важнейших задач данной области науки.

Генетическим принципом в психологии называется гипотеза о том, что не только наследственная информация влияет на развитие и нашей памяти, и мышления. Считается, что культурная среда, личностные особенности, а также применяемые воспитательные методики могут, как ускорить процесс развития, так и затормозить его. Эта гипотеза полностью подтверждается принципами социально генетической психологии, которые гласят, что развитие личности не может быть обусловлено только «врожденными» характеристиками или только социальной средой, эти два фактора всегда будут «работать в совокупности».

Генетические механизмы нарушения психики

Подобные изменения происходят в большей степени из-за различных хромосомных аномалий. Самой распространенной патологией подобного рода является слабоумие, а также синдром Дауна. Но, в некоторых случаях «сбой» может произойти из-за нарушения последовательности ДНК.

На сегодняшний день специалисты не могут сказать, какие факторы вызывают подобные нарушения, и как можно полностью избежать опасности рождения такого ребенка. Поэтому исследования этих нарушений в настоящее время ведутся весьма активно.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 22 апреля 2017; проверки требуют

3 правки

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 22 апреля 2017; проверки требуют

3 правки

.

Психогене́тика (греч. psychе — душа и греч. genesis — происхождение) — наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики. В западной литературе чаще применяется термин «генетика поведения» (behavioral genetics).

Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются такие отрасли психогенетики как генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, генетика индивидуального развития, а также геномика поведения, изучающая влияние генетических эффектов на поведение и различные виды психопатологий.

Оглавление [Показать]

Предмет психогенетики

Психогенетикой изучаются в первую очередь те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены. В частности, предметом исследования часто становится наследуемость и изменчивость:

  • девиантных форм поведения;
  • психических болезней;
  • типов темперамента;
  • типов мозговых ритмов.

Методы психогенетики

Так называют методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.

  • Метод близнецов является одним из наиболее информативных.

Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение.

  • Генеалогический метод — исследование сходства между родственниками в разных поколениях.

Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников. Возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных. Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.

  • Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.

Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, то есть представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии.

  • Анализ наследуемости нормальных психологических признаков — данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.
  • Метод приемных детей — сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.

Методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы математического анализа требуют одновременного использования по крайней мере двух первых методов.

Роль психогенетики

См. также

  • Социогенетизм или биогенетизм
  • Brunner syndrome

Примечания

Ссылки

  • В.Фридман, М.Фридман. Интеллект — среда или гены
  • Широчин В. П. Слово об интеллекте. Концептуальные основы системной психологии. — К.: Век, 1999. — 304 с. — 500 экз. — ISBN 966 – 7140 – 11 — 3.

Литература

  • Близнецы: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
  • Генотип. Среда. Развитие: монография. Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. — М.:ОГИ, 2004.
  • Методы психогенетики: учеб. пособие для вузов. Панкратова А. А. — М.: Солитон, 2006.
  • Особенности учебной деятельности близнецов: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
  • Психогенетика. Учебник для вузов. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. — Спб.: Питер, 2008, т.1. 406 с., т.2. 336 с.
  • Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
  • Психогенетика. Учебник. И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000. — 447 с.
  • Психогенетика: теория, методология, эксперимент. Малых С. Б. — М.:Эпидавр, 2004. — 414 с.
  • Психологические очерки о близнецах. Семенов В. В., Кочубей Б. И., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. — М.: Вопросы психологии, 2003.

Генетическая психология.

Основатель генетической психологии швейцарский психолог Ж.Пиаже является одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии. Свою теорию развития детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект, влияют на речь детей, на их восприятие и память.

Для выявления механизмов познавательной деятельности ребенка, Пиаже разработал новый метод психологического исследования – метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению.

Пиаже критически проанализировал методы, которыми пользовались до него, и показал их несостоятельность для выяснения механизмов умственной деятельности. Он доказал, что тесты могут служить лишь целям отбора, но не дают представления о внутренней сущности явления.

Т.о., Пиаже пришел к выводу, что этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации (когнитивной структуры). Основой этой схемы как раз и является логическое мышление. Схема организует поведение и имеет качественное отличие в разном возрасте (например, сосание).

Схемы формируются посредством моторного взаимодействия с окружением. Пиаже предположил, что существуют врожденные принципы, обеспечивающие этот процесс. Наиболее важными принципами являются организация и адаптация.

Организация – это трансформация комбинации простых физических и психических структур в более сложные. Так, существуют простые рефлексы сосания, хватания, глазодвигательный, которые постепенно организуются в систему более высокого порядка, обеспечивающую их координацию. После организации этих рефлексов в схему, младенец может смотреть на объект, хватать его и тянуть в рот для сосания.

Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру. Адаптация не является пассивным процессом, но активным взаимодействием организма со средой. Эта активность является необходимым условием развития, т.к. схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рождении, ее нет и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой. Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом человек использует два механизма построения схемы – ассимиляцию и аккомодацию.

При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы. Примером ассимиляции для Пиаже является игра, в рамках которой ребенок познает окружающий мир.

Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, т.о., схема действительно является адекватной, полностью отражая все нюансы данной ситуации. Сам процесс развития, по мнению Пиаже, — это чередование процессов ассимиляции и аккомодации т.о, что до определенного предела человек старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Исследование этапов развития мышления у Пиаже происходило постепенно. Так, исходя из связи между мышлением и речью, он построил свое исследование развития мышления через изучение развития речи детей. Он пришел к выводу, что процесс развития мышления – это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, проходя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи, которая из эгоцентрической речи, речи для себя, становится речью социальной, речью для других.

Эта позиция Пиаже вызвала критику со стороны других психологов, которые доказывали, что аутистическое мышление, как более сложное не может предшествовать реалистическому, а также то, что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешней и внутренней, а не наоборот.

В этот период Пиаже были сделаны открытия особенностей детского мышления, таких как:

— эгоцентризм – неумение встать на чужую точку зрения

— синкретизм – нерасчлененность детского мышления

— трансдукция – переход от частного к частному, минуя общее

— артифициализм – искусственность, созданность мира человеком для своих целей

— анимизм – одушевленность, предметы наделяются сознанием и волей

— нечувствительность к противоречиям.

Второй этап его исследований, начавшийся в 30-ых гг., был связан с его исследованием операциональной стороны мышления. Он приходит к выводу о том, что развитие мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительных операций.

Он приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией. Т.к. первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные операции. В настоящее время периодизация интеллекта по Пиаже выглядит следующим образом:

1 стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 лет)

2. дооперациональная стадия (2-7 лет)

3. стадия конкретных операций (7-11 лет)

4. стадия формальных операций (11-15 лет)

При этом в каждой стадии Пиаже выделяет два этапа – появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие ее обратимости (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция), а сама периодизация является как бы развитием сложности и адекватности интеллекта.

Основная заслуга Пиаже заключается в том, что он первый понял, исследовал и выразил специфику детского мышления, показал его отличия от мышления взрослого.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Обычно этот термин употребляется как приблизительный синоним того, что называется психологией развития. Однако обратите внимание, что генетическая психология также включает в себя такую отрасль, как сравнительная психология, и имеет тенденцию… …   Толковый словарь по психологии

генетическая карта патологий морбидальная карта — генетическая карта патологий, морбидальная карта * генетычная карта паталогій, марбідальная к. * morbid map диаграмма, на которой указаны локализации на хромосомах генов, являющихс ричиной наследственных заболеваний. Генетическая коадаптация *… …   Генетика. Энциклопедический словарь

Психология развития — Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540 1543. Музей Прадо. Мадрид Психология развития (Возрастная психология)  отрасль психологии, изучающая психологические …   Википедия

ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

психология генетическая — пытается понять, как происходит развитие психическое человека с первых часов жизни и до смерти. До недавних времен основное внимание уделялось детству и отрочеству, кои казались основными этапами в развитии человека. Но постепенно центр тяжести… …   Большая психологическая энциклопедия

генетическая эпистемология — Этимология. Происходит от греч. genesis происхождение и epistemоlоgia теория познания. Автор. Ж.Пиаже. Категория. Вариант биогенетической концепции. Специфика. В центре стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и… …   Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

Психология — (от Психо… и …Логия)         наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.          Предмет, основные проблемы и методы. В своей… …   Большая советская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ — (сравнительная психология, зоопсихология), отрасль психологии, изучающая психику животных. Исследования в этой области, проводимые как в лабораторных, так и в естественных условиях, направлены на изучение психологических факторов, влияющих на… …   Энциклопедия Кольера

Генетическая эпистемология — (греч. genetikos epistemologia теория познания) психология развития знания. Чаще всего при этом имеется в виду когнитивная психология, представленная в трудах Ж.Пиаже и его школы. Основные положения теории Ж.Пиаже таковы: 1. знание развивается… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Share on FacebookPin on PinterestShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VKShare on StumbleUpon

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *