Психология стресса

Стресс в переводе с английского языка означает «напряжение», «давление». Термин вошел в научный мир благодаря канадскому врачу и ученому Гансу Селье. Сегодня это слово знакомо каждому, им обозначают любое тревожное событие, сильное переживание и волнительные эмоции. Как определяют понятие стресса в психологии?

В психологической науке существует несколько теорий изучения стрессового фактора, исходя из этого понимания, строится коррекция и методы преодоления.

Оглавление [Показать]

Теория стресса Ганса Селье

Канадский ученый объяснял стресс как природную защитную реакцию. Он проводил различные опыты, в которых доказывал, что любая сложная ситуация заставляет человека приспосабливаться.

Травмирующее событие вызывает сильные переживания, у людей они выражены по-разному. Любые критические ситуации требуют для человека повышать порог приспособляемости, Селье называл это «адаптационным синдромом».

Состояние протекает в трех стадиях. Как реагирует человек в ситуации нервного напряжения по Гансу Селье?

  • Первая стадия. Испуг, страх, сильное напряжение организма. У человека начинают работать в усиленном режиме все ресурсы, сгущается кровь, увеличивается печень, повышается частота сердцебиения, дыхание становится частым, процесс пищеварения затормаживается.
  • Вторая стадия. Организм начинает борьбу со стрессовым давлением, если человек сумел благополучно выйти из критической ситуации, то организм справляется с влиянием стрессового фактора.
  • Третья стадия. Если не удается разрешить проблему и выйти из-под влияния напряженного воздействия, то начинается процесс снижения адаптации. Организм подвергается различным заболеваниям, силы на исходе, состояние у человека критическое.

Стресс в психологии Ганса Селье — это неразрывная взаимосвязь адаптации и давления любого критического фактора. Напряжение возникает, когда организму необходимо найти способы приспособления к новым обстоятельствам.

Теория стресса Павлова

Отечественный ученый И. П. Павлов разработал взаимосвязь работы нервной системы в ситуации сильной нагрузки.

Согласно теории Павлова человек под воздействием сильного эмоционального напряжения впадает в одну из двух стадий:

  1. Апатия, заторможенность. У человека снижается активность, нарушена рефлекторная деятельность.
  2. Гиперактивность. Человек возбужден, беспокоен, крайне деятелен.

Обе стадии считаются вредными для организма. На этом понятии стресса в психологии строятся многие современные исследования.

Концепция стресса Лазаруса

Если Селье выделял в своей теории в основном биологические аспекты влияния на индивида, то с развитием психологической науки ученые стали разделять стресс на физиологический и эмоциональный вид. Основоположником теории стал Р. Лазарус.

К физическим раздражителям относят:

  • погодные условия, воздействие климатических условий;
  • болевые ощущения, травмы;
  • стресс, связанный с какой-либо болезнью;
  • физические неудобства.

Что же относят к психологическим стрессовым раздражителям?

  1. Различные мелкие бытовые неурядицы, ссоры на работе, хамство, попадание в пробку.
  2. Стресс от постоянных конфликтов, скандалов с близкими людьми.
  3. Неприятное общение, травля со стороны коллектива, обиды на друзей, родственников.
  4. Проблемы на работе, безработица, монотонная, скучная деятельность, денежные проблемы.
  5. Завышенные ожидания, желание несбыточных вещей, невозможность их получения.
  6. Развод, смерть супруга, поступление в учебное заведение, экзамены и многое другое.

Психологическое напряжение оказывает на человека разрушительное воздействие, подрывается его здоровье, ухудшается самооценка и общее эмоциональное состояние. Эмоциональное давление, связанное со стрессом, в психологической науке носит название неудовлетворение социальных нужд.

Современное понятие стресса и его последствия

Сегодня стресс понимают, как защитную реакцию на какое-либо событие извне. Изучением стрессовых событий занимается психология здоровья, поведенческая медицина.

Ученые рассматривают влияние различных ситуаций на человека, последствия эмоциональных потрясений. Исходя из полученных данных, разрабатывается технология преодоления стресса, психология каждый год водит новые методики для восстановления организма.

Чем опасен стресс для человека? Выделяют следующие опасные последствия:

  • депрессия, вспыльчивость, раздражительность;
  • снижение концентрации внимания, забывчивость;
  • проблемы с засыпанием, бессонница, поверхностный, недолгий сон;
  • отсутствие аппетита или, наоборот, повышенное поглощение пищи на фоне переживаний;
  • апатия, безразличие к ярким событиям в жизни.

Сильный стресс подрывает здоровье, некоторые заболевания напрямую связывают с напряжением, которое не удается снять. В травмирующей ситуации могут возникнуть проблемы с желудочно-кишечным трактом, сердечной деятельностью, нарушение работы эндокринной системы. В запущенных случаях нередки инфаркты, гипертония, хронический колит, повышение давления.

Методы коррекции стресса

Сегодня стресс в психологии изучается для сведения к минимуму негативных факторов, неблагоприятно влияющих на состояние человека. Если рассматривать психологию стресса и методы коррекции, то для самостоятельно изучения будет полезна книга Ю.В. Щербатых. Она носит название «Психология стресса и методы коррекции».

Рассмотрим основные способы коррекции стрессового давления:

  • когнитивный метод;
  • музыкотерапия;
  • релаксация;
  • личностно-ориентированный метод.

В когнитивной психологии преодоление стресса рассматривается через перемену понимания окружающего мира и себя в нем. Акцент делается на познавательных особенностях человека и его психике. Метод позволяет обучиться новым способам мышления, выстроить более оптимистичную картину мира.

  • Музыкотерапия – новейший способ коррекции напряжения. Метод входит в структуру арт-терапии (лечение искусством). Использование музыкотерапии позволяет скорректировать эмоциональное состояние, снизить тревогу и улучшить общее настроение. Для музыкотерапии важно верно подобрать для человека музыкальные композиции.
  • Релаксация позволяет снять мышечное напряжение, возникшее в результате влияния стрессового фактора. После обучения техники можно восстановить организм, привести себя в норму при эмоциональном напряжении из внешнего мира.
  • Личностно-ориентированный метод позволяет корректировать проблемы в индивидуальном порядке. Но в методе также присутствует групповая и семейная терапия. В коррекции используются такие приемы психологии, как внушение и убеждение.

Стресс в психологии – это процесс для множества исследований. Термин включает различные концептуальные подходы. Для преодоления последствий стресса используют различные методики, многие техники учат человека грамотно вести себя в сложных ситуациях, новые технологии расширяют границы, наука разрабатывает все более совершенствованные способы коррекции.

Стрессом принято называть состояние, при котором человек пребывает в психическом напряжении, возникшем в процессе очень тяжелых условий. Периодически в жизни происходят трудности, события, которые нелегко переносить. Как следствие, человек реагирует эмоционально, что сопровождает разнообразные физиологические и психологические сдвиги. На сегодняшний день существует много теорий и подходов к определению понятия стресса. Специалисты считают одной из наиболее правильных теорий ту, которую в свое время предложил Г. Селье. Согласно данной теории всем организмам присущ механизм, который отвечает за поддержание равновесия и внутреннего баланса. При условии воздействия внешних раздражителей равновесие может нарушиться. Соответственно, в организме происходят защитно-приспособительные реакции, которые вызывают повышенное возбуждение. Организм приспосабливается к раздражителям с помощью нарушения, которое и является стрессом. Соответственно, если раздражитель присутствует, стресс становится более выраженным. В организме происходят последующие реакции: он таким образом пытается защитить себя от воздействия стресса. Но преодолеть стресс  можно не всегда, поэтому подобное состояние может спровоцировать развитие болезней и даже смерть. Если стресс длится долгий период, то ввиду слишком сильного раздражения нервной системы проявляются разные заболевания: мигрень, боли в спине, гипертония, сахарный диабет, импотенция.

Причины стресса

Чтобы понять, что такое стресс, следует выяснить, каковы причины его возникновения. По определению специалистов причиной проявления стресса может стать практически любая ситуация, при которой у человека возникает сильное эмоциональное возбуждение. При этом нужно учесть, что стресс могут спровоцировать не только отрицательные события, но и положительные эмоции. Так, это может быть замужество, рождение ребенка. Стресс может возникнуть и вследствие менее серьезных ситуаций, например, после конфликта в очереди или в транспорте.

Признаки стресса

Самыми ярко выраженными и часто проявляющимися симптомами при стрессе, как правило, являются: депрессия, ускорение сердцебиения, головная боль, нарушение сна, сексуальные нарушения.

Психология стресса

Чтобы качественно и результативно бороться с возникновением стрессовых ситуаций, необходимо осознать, что собой являет психология стресса. Есть ряд особенностей, на которые следует обратить пристальное внимание. Так, женщины переживают стрессовые ситуации чаще, чем представители сильного пола. Женщины более эмоциональны, поэтому стрессы нередко проявляются у них срывами, тревогой, депрессиями. Под действием провоцирующей стресс ситуации развивается реакция тревоги. Это происходит из-за мощного выброса в кровь норадреналина и адреналина. В процессе развития стресса все системы организма начинают работать в усиленном режиме.

Однако психология стресса такова, что умеренное стрессовое напряжение в некоторой степени оказывает полезное воздействие на организм. Ведь при подобной ситуации происходит своеобразная закалка физических и психологических возможностей человека. Но важно, чтобы стрессорные воздействия не были слишком долговременными. В противном случае их негативное воздействие будет очевидным.

Специалисты, изучающие психологию стресса, утверждают, что с подобными ситуациями и их воздействием на организм можно справиться, сосредоточившись на позитивных сторонах жизни и внушая себе мысли об успехе и счастье.

Виды стресса

На сегодняшний день принято выделить определенные виды стресса. Подход к каждому виду стресса должен быть разным. Так, эмоциональный стресс напрямую связан с эмоциями, реакциями эмоционального характера. При внутриличносном стрессе раздражительность и неудовлетворенность проявляется вследствие внутренних переживаний и недовольства, к которым приводят нереализованные потребности человека. Следствием такого внутреннего конфликта является стресс.

Среди разных видов стресса выделяют также рабочий стресс, который проявляется из-за хронической усталости и частого проявления отрицательных эмоций на рабочем месте. Рабочий стресс может стать следствием несправедливой оценки работы и других производственных проблем.

Финансовый стресс проявляется тогда, когда расходы человека существенно превышают его доход. Стресс данного типа развивается, если неожиданно возникают непредвиденные и неожиданные траты, отсутствует финансовая возможность приобрести нужные вещи.

Общественный стресс возникает как следствие проблем политического либо экономического характера. Как правило, проявляется у группы людей. Экологический стресс – результат отрицательного влияния на организм экологических факторов.

В данном случае приведены виды стресса по одной из классификаций, однако существуют и другие.

Управление стрессом

Сегодня стресс считается уже практически повседневным явлением, и с ним можно столкнуться при любых обстоятельствах. Избежать негативных явлений, провоцирующих стресс, сложно, а иногда и невозможно. Однако повысить стрессоустойчивость, используя методику управления стрессом, под силу каждому человеку. Существует ряд методов, которые позволяют научиться управлять стрессом. Предлагаемые методики можно использовать поочередно либо в комплексе. Главное, чтобы их эффективность позволила осуществить управление стрессом и подчинить себе его.

Чтобы понять, как снять стресс в конкретном случае, прежде всего, следует освободиться от подавленных переживаний. Эмоции, не имеющие выхода, действуют на организм разрушающе, провоцируя со временем возникновение психических и физических недугов. Следовательно, подобные переживания нужно высвободить. Психологи рекомендуют использовать наиболее подходящий метод: сделать комплекс интенсивных физических упражнений, нарисовать собственные проблемы на бумаге, громко попеть или покричать. Так, подобный метод управления стрессом уже давно массово практикуют в Японии. Офисные работники не знают, что такое стресс, так как всегда могут «разрядиться» в специально отведенных для этого помещениях.

Эффективно действует также переключение внимания. Не следует поддаваться плохим мыслям. Лучше переключиться на обдумывание чего-то приятного либо заняться позитивным и приятным делом. Психологи для переключения стресса использовать воображаемую картину, изображающую что-то приятное и красивое. Спустя некоторое время переключение стресса войдет в привычку.

Используйте также метод расслабления. Релаксация очень полезна для организма. Для ее воплощения следует включить приятную мелодию и, находясь в удобном положении, постараться максимально расслабиться. Возможно также использование аромомасел, расслабляющих ванн.

Кроме того, победить стрессовую ситуацию всегда поможет шоколад (ввиду его способности повышать уровень серотонина, эндорфинов и других веществ, позитивно влияющих на настроение), приток свежего воздуха в помещение, прогулка в быстром темпе, любимая музыка и аромат.

Решить, как снять стресс, можно и во время уборки, которая помогает расчистить пространство от ненужных вещей. К тому же чистота в подсознании человека ассоциируется с позитивом и переменами к лучшему.

Осознать, как избавиться от стресса, могут помочь и друзья: желательно регулярно встречаться с ними или назначить встречу с кем-то из старых знакомых. Общение — это действенная методика избавления от стрессового состояния.

Кроме того, советуя, как снять стресс, психологи упоминают о позитивном влиянии на состояние человека процесса готовки пищи, домашнего уюта, написания стихов и рассказов, чтения занимательных книг. У каждого человека может существовать и собственная методика борьбы со стрессами.

Профилактика стресса

Для того, чтобы профилактика стресса была действенной в повседневной жизни, необходимо, прежде всего, сделать существование более здоровым и правильным. Чтобы адекватно реагировать на стрессовые ситуации, необходимо пересмотреть отношение к жизни, учиться концентрироваться на главном и расслабляться при необходимости. Чтобы понять, как избавиться от стресса в конкретной ситуации, важно осознавать, что человек может сознательно воздействовать на происходящие в его организме процессы, применяя ауторегуляцию.

Используя ауторегуляцию, можно применить четыре главных способа профилактики стресса. Это метод релаксации, первая помощь после острого стресса, противострессовая перестройка, аутоанализ личного стресса. Релаксация — это умение расслабляться и «разгружать» себя от мыслей, провоцирующих стресс. Приостановить острый стресс позволит концентрация волевых усилий. Важно также определение личного стресса  человека, ведь стресс проявляется у всех по-своему, индивидуально.

В качестве самого подходящего метода аутоанализа специалисты определяют ведение так называемого дневника стрессов, который поможет определить, что такое стресс в каждом конкретном случае и станет действенным методом профилактики стресса в дальнейшем. Для применения подобного метода необходимо много терпения, ведь в дневнике на протяжении определенного времени нужно отмечать, когда и как проявились признаки стресса, при каких обстоятельствах это случилось, какие ощущения имели место. Проанализировав записи за определенный период, человек сможет понять, что конкретно провоцирует стресс, и определить, как снять стресс, если он проявиться в следующий раз.

Стресс и беременность

Беременность – нелегкий и длительный период, и нет ничего удивительного в том, что на протяжении вынашивания ребенка женщина часто переживает испытания стрессом. Причина этого состоит не только в сложностях, которые часто сопровождают беременность, но и в особенностях физиологических изменений в организме женщины. Стресс во время беременности провоцируют и внутренние тревоги беременной женщины, ведь ее постоянно одолевают мысли о будущем, о здоровье ребенка, о предстоящих родах. Стресс во время беременности проявляется под воздействием и психологических, и физических факторов. Вне сомнений, часто повторяющиеся стрессовые ситуации могут нести вред и для женщины, и для будущего ребенка. Однако умеренный стресс, как правило, не воздействует на малыша и мать негативно. К тому же стрессовые явления умеренного характера готовят женщину к изменениям, которые предстоят ей уже в ближайшее время.

Сильный и длительный стресс во время беременности может спровоцировать некоторые осложнения течения беременности, плохое самочувствие женщины, усиление токсикоза и даже некоторые патологии у ребенка. Поэтому каждая женщина, ожидающая появления малыша, должна уметь избавляться от стрессовой ситуации, а, по возможности, вообще избегать подобных неприятностей. Важно преобладание позитивных эмоций. Женщина должна как можно активнее проводить каждый день, обеспечить полноценный и здоровый сон по ночам, отдыхать на протяжении дня. Однако если самостоятельно одолеть стрессовые ситуации женщине не удается, то в таком случае необходимо получить консультацию специалиста и стараться преодолеть стресс с помощью его рекомендаций.

Что такое стресс?

Стресс (в психологии) — это физиологические реакции человека, которые возникают при ответах организма на экстремальные требования внешней среды.

Когда говорят о стрессе, чаще всего имеют в виду профессиональный стресс, связанный с проблемами на работе, административную или диспетчерскую службу, загрязнение окружающей среды, выход на пенсию, физическое напряжение, семейные проблемы или смерть близкого.

Понятие стресса означает полное изнеможение после тяжких трудов, длительное пребывание в неблагоприятной обстановке, в страхе, состоянии, превышающем силы человека. Это ощущение предела своих возможностей, когда человек понимает что «с него хватит».

Профилактика стресса предполагает сохранение постоянства и стабильности своего внутреннего состояния при любых колебаниях внешней среды. Как утверждал французский физиолог Клод Бернар: «Именно постоянство внутренней среды служит условием свободной и независимой жизни».

Последствиями стресса зачастую становятся заболевания сердечно-сосудистой системы – в более чем 50% случаев это является причиной смерти. Заболевания обусловлены неблагоприятным эмоциональным напряжением. Из-за стресса миллионы людей страдают от бессонницы, усталости, недомоганий, тревожности и отверженности. Люди все чаще становятся зависимыми от алкоголизма и наркомании, в надежде избавиться от стресса, некоторые кончают жизнь самоубийством.

В человеке очень многое меняется при стрессе. Особенно это заметно при экстремальных воздействиях. К стрессу приспосабливаются, от него защищаются, стимулируя интеллект и эмоциональное поведение.

Нерешенный стресс может спровоцировать заболевания: инсульт, ишемическую болезнь сердца, гипертонию, рак, аллергии, астму, язвы, головные боли, мигрень, боль в спине, височно-нижнечелюстной синдром, ревматоидный артрит. Кроме того, стресс снижает эффективность работы иммунной системы. Также стресс усиливает напряжение в мышцах, вследствие чего случаются головные боли, боли в спине, шее и плечах.


Виды стресса

Стресс может быть кратковременным и долговременным. Долговременный стресс еще называют хроническим. Чем дольше действие стрессора на организм, тем серьезнее последствия.

1. Физиологический стресс. Этот вид стресса возникает вследствие неблагоприятных физических факторов, таких как голод, жажда, жара, холод, физическое переутомление и т.п.

2. Эмоциональный стресс появляется в результате социальных проблем человека: проблемы на работе, в семье, межличностные конфликты, давление общества, несоответствие предъявляемым требованиям, чрезмерный перфекционизм, чувство вины и т.п.

3. Информационный стресс случается в результате перенасыщения информацией, которую человек не в состоянии усвоить и обработать. Подобный вид стресса могут испытывать работники технических систем управления, диспетчеры и т.п.

4. Посттравматический стресс возникает в результате полученной психической травмы. Травмирующие ситуации могут быть связаны с насильственными и террористическиими нападениями, военными действиями, пребыванием в качестве заложника, содержанием в концентрационных лагерях, пытками, катастрофой, поставленным смертельным диагнозом.

Стадии стресса

1. Реакция тревоги. На данном этапе организм, подверженный стрессу, начинает менять свои характеристики. Активизируются поверхностные адаптационные резервы организма – защитное поведение и навыки преодоления неприятностей.

2. Активное сопротивление. Если действие стрессора соотносится с возможностями адаптации, организм активно борется с ним. Признаки тревоги исчезают, уровень сопротивления возрастает в несколько раз. Активизируются скрытые адаптационные резервы организма.

3. Истощение. После длительной борьбы с действием стрессора, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Если действие стрессора продолжается, начинают развиваться поражения внутренних систем организма.

Адаптационная энергия не безгранична, а действие любого стресса оставляет необратимые рубцы в психике и организме. Тем не менее существуют способы практически полного восстановления сил и энергии: после тяжелого труда с помощью здорового ночного сна, после длительного сильного истощения – спокойным отдыхом в течение нескольких недель.

  • Причины стресса
  • Симптомы стресса
  • Лечение стресса

Источники:

Я спокоен. Как защитить себя от стресса — Алексеев А.В.
Управление стрессом — Гринберг Дж.
Стресс, выгорание, совлание в современном контексте — Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А.
Стресс и ваше сердце — Кернер Ф.
Психология стресса — Китаев-Смык Л.А.
Барьеры общения, конфликты, стресс — Лупьян Я.А.
Как победить стресс и депрессию — Маккей М., Дэвис М., Фэннинг П.
Стресс без дистресса — Селье Г.

Понравился пост? Поддержи журнал «Психология Сегодня», нажми:
Понравился пост? Поддержи журнал «Психология Сегодня», нажми:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Т.А. СЕРЕБРЯКОВА

Учебное пособие

Нижний Новгород

ББК 74. 58

С 32

Серебрякова Т.А. Психология стресса: Учебное пособие. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с.

Рецензенты: Т.Н. Князева, доктор психологических наук,

заведующая кафедрой психологии Нижегородского государственного педагогического университета

И.С. Беганцова, кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии Арзамасского государственного педагогического института им. Гайдара

В учебном пособии представлен информационно-аналитический теоретический и методический материал по проблеме психологии аффективной сферы личности, позволяющий успешно освоить студентами базовый курс «Психология стресса».

Адресовано студентам дневной и заочной форм обучения по специальности «Психология»

© Т.А.Серебрякова, 2007

© ВГИПУ, 2007

Оглавление

Введение. Подходы к проблеме стресса………………………………………4

Раздел 1. Психологический стресс………………………………………….7

Понятие психологического стресса………………………………………………………….7

Концептуальные подходы к проблеме стресса………………………………10

Современные теории и модели стресса………………………………………19

Подходы к классификации стресса…………………………………………..26

Нейрофизиологические основы возникновения стрессовой реакции……..30

Биохимические и структурные изменения организма

в стрессовом состоянии……………………………………………………….38

Психологические проявления стрессовой реакции…………………………41

Эмоциональный стресс и механизмы его развития…………………………43

Экспериментальное изучение эмоционального стресса……………………63

Влияние стресса на сферу общения людей………………………………….76

Когнитивный синдром стресса……………………………………………….90

Физиологические последствия стресса………………………………………93

Раздел 2. Механизмы регуляции психологического стресса…………..98

Проблема повышения устойчивости к эмоциональному стрессу…………98

Экспериментальные подходы к изучению проблемы повышения

уровня стрессоустойчивости………………………………………………..101

Стресс и адаптация…………………………………………………………..105

Стресс как фактор развития личности………………………………………109

Роль личности в развитии и преодолении стресса…………………………113

Приемы профилактики и коррекции состояния стресса………………….118

Заключение………………………………………………………………….138

Библиографический список………………………………………………141

Введение. Подходы к проблеме стресса

Проблема стресса была и остается одной из наиболее интересных и, в то же время, недостаточно изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятилетия.

Особой популярностью среди наук, относящихся к категории человекознания, данная проблема «пользуется» в настоящее время. И это не случайно. Экологические, экономические, технологические, социокультурные изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, кардинально повлияли на изменения в жизни и деятельности людей. Постоянные физические и эмоциональные нагрузки, переживаемые в наши дни практически каждым человеком, значительно влияют на его здоровье, полноценную жизнедеятельность. Не случайно проблема стресса является сегодня одной из важнейших проблем медицины. Как отмечает Л.А. Китаев-Смык, согласно демографическим данным, на протяжении последних десятилетий наблюдается специфическая «эпидемия стресса», лишающая жизни миллионы людей. Особенно это касается высоко индустриально развитых стран.

По статистическим данным врачей, физиологов, социологов, психологов, у современных людей произошло снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным факторам, что, по мнению ученых, вызывает различные «болезни стресса». Многие рассматривают стресс как неотъемлемый «атрибут» современной высокотехнократичной эпохи и указывают на необходимость интенсификации разработки проблемы защиты от ситуаций стресса.

Вместе с тем, исследования, проведенные Дж. Брайтом и Д. Джонс свидетельствуют о том, что и в предшествующие столетия, более спокойные с точки зрения современного человека, люди испытывали на себе не меньшие физические и эмоциональные нагрузки. Ученый Н. Эйврилл отмечает, что, рассматривая такие факторы, как угроза жизни, быстрые социальные изменения и колебания экономики, практически невозможно обнаружить исторические периоды менее стрессовые, нежели настоящее время.

Ученые Т. Поллок, Р. Стенфрид утверждают, что веских доказательств значительного возрастания стресогенных факторов в современном мире не найдено и причиной возрастания интереса к проблеме стресса являются значительные социокультурные, а не техногенные изменения. «Растущая популярность феномена стресса означает не только то, что признание чувств собственного бессилия перед трудностями считается менее постыдным . Это может все больше побуждать нас рассматривать и интерпретировать события и эмоции с точки зрения возрастающего ощущения того, что жизнь полна стрессов», – считает Т. Полок (35; С. 24). Не случайно ученый определяет стресс как «социальный фактор», специфический культурный феномен.

По мнению В.А. Бодрова, «термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т.д.» (8; С. 3).

Анализ имеющихся исследований, позволяет сделать вывод, что в настоящее время проблема стресса – не только исключительное научное значение, но и стала понятием, объединяющим широчайший круг явлений жизни и деятельности людей. Не случайно различные проблемы, аспекты стресса исследуются разными областями человекознания (психологией, физиологией, медициной, социологией и т.д.).

Зарождаясь и проявляясь, в первую очередь, в эмоциях человека, стресс во многом обусловливает мотивационные, когнитивные, волевые, характерологические и прочие компоненты личности. Как полагает В.А. Бодров, «стресс является реакцией не сколько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения, их адекватному выбору» (8; С. 4.).

Осуществив специальные исследования стресса, учеными выделяются следующие функции психологической помощи человеку в стрессовой ситуации:

  1. Помочь человеку разработать и применить на практике стратегию поведения, которая позволит избежать, уменьшить или модифицировать степень подверженности стрессовым воздействиям, что значительно позволит снизить уровень субъективного восприятия стресса.

  2. Помочь человеку развить и применять на практике навыки, снижающие повышенный уровень психофизиологической реактивности и уровень психофизиологического функционирования.

  3. Помочь человеку в разработке и практическом применении методик, направленных на адекватное выражение или использование стрессовой реакции.

Целью данного учебного пособия является изложение основных теоретических положений учения о стрессе, особенностях его развития, механизмах регуляции, характере взаимосвязи стресса и адаптации, а также определение концептуальных подходов к изучению проблемы преодоления стресса, предоставление практических (методических) рекомендаций, необходимых для осознания и поиска адекватных способов выхода из стрессовых ситуаций и стрессогенных состояний.

Share on FacebookPin on PinterestShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VKShare on StumbleUpon

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *