Ментальность это в психологии

Оглавление [Показать]

    МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет) (от лат. mens—ум,

мышление

, образ мыслей, душевный склад) — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и

бессознательное

; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать

мир

определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики. “Зазор” между практически независимым от истории “коллективным бессознательным” с его “архетипами” (К. Юнг) и исторически изменчивыми “формами общественного сознания” (

марксизм

) локализует тот уровень, на котором располагаются структуры ментальности. Гуманитарная

наука

20 в. скорректировала идущее от Просвещения и типичное для классического рационализма 19 в. отождествление сознания с знанием и сферой разума, подкрепленное ценностным предпочтением когнитивно-письменной формы культуры перед всеми остальными, выдвинув и развив лишенное однозначности

представление

о ментальности. Духовная атмосфера, в которой развивались представления о ментальности, характеризуется отказом от европоцентризма и монолинейного прогрессистского видения истории. Фиксируя устойчивую настроенность внутреннего мира человека, сплачивающую его в

социальные группы

и исторические общности, ментальность служит средством анализа и объяснения в гуманитарном знании, особенно в той мере, в какой его предмету присуще динамическое историческое

измерение

. Поэтому представление о ментальности разрабатывалось гл. о. в исторических науках, особенно в исторической антропологии и в “новой исторической науке”, основы которой были заложены в 1930-х гг. французскими учеными, группировавшимися вокруг журнала “Анналы”. Конкретные социолого-исторические исследования были посвящены анализу детской, национальной, тоталитарной, европейской, африканской, бюрократической, средневековой и др. видов ментальности. Интерсубъективный по своей сущности мир ментальности, осознаваясь и рационализируясь только выборочно, “пятнами”, связывает высокорационализированные формы сознания (науку, философию, политическую идеологию, религию и др.) с миром бессознательных структур, с неосознанными культурными кодами, определяя тем самым образ целостной жизни человека. Природное и культурное,

рациональное

и эмоциональное, индивидуальное и общественное — все эти оппозиции “перекрываются” на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. Термин “ментальность” встречается уже у Р. Эмерсона (1856), однако свое продуктивное и многоплановое

развитие

понятие ментальности получило гл. о. во франкоязычной гуманитарной науке. М. Пруст, отмечая новизну термина “ментальность”, с симпатией к новшеству вводит его как достойный внимания неологизм в свой словарь, заодно проникая в дотоле неизвестные пространства душевно-духовной жизни человека. В 1922 Л. Леви-Брюль в исследовании “Первобытное мышление” (“La mentalité primitive”) различает два типа ментальности — дологический и

логический

, подчеркивая несоизмеримость мышления австралийских и африканских племен с характерным для него “законом партиципации” и основанного на логическом законе противоречия и представленного в европейской

традиции

рационального мышления. Важной вехой в истории концепций ментальности стали работы французского

историка

Ж. Лефевра, введшего в качестве объяснительного средства представление о “коллективной ментальности”. Исследуя

феномен

массовой паники, охватившей летом 1789

множество

французских деревень и спровоцированной убеждением в грозящей крестьянам опасности со стороны банд разбойников, грабящих и разоряющих все на своем пути, историк пришел к необходимости углубленного подхода к анализу психологии масс,

поведение

которых, особенно в кризисную эпоху, нельзя объяснить без учета структуры коллективной ментальности. Историк обнаружил, что коллективная

эмоция

(в данном случае “великий страх”) легко направляется на новый

объект

, если первоначальный объект страха разоблачается в качестве иллюзорного. Исследуя поведение “революционных толп”, Лефевр показал, что за привычной идеолого-политической “событийной” историей скрывается ее глубинный источник, в котором переплетаются психологические и социальные моменты — подчиненная особым закономерностям

динамика

коллективной ментальности. Коллективная и индивидуальная ментальность представляют для Лефевра своего рода биологически обусловленные константы. У другого историка, основателя (наряду с ментальностью Блока) школы “Анналов”, Л. Февра понятие ментальности, напротив, лишено биологицистского истолкования. Отталкиваясь от работ А. Баллона и Ш. Блонделя, Февр разрабатывает контуры исторической или социоисторической психологии, развитой впоследствии И. Мейерсоном, 3. Барбу и др. В манифесте школы “Новых Анналов” (1946) Февр подчеркивает, что мыслительные привычки и установки,

навыки

восприятия и эмоциональной жизни наследуются людьми от прошлых поколений без ясного осознания их, хотя он и называет “сознанием” весь этот

блок

, генерирующий импульсы, формирующие историю и самого человека. Ментальность мыслится Февром не как биологически укорененная

константа

поведения, а как исторически складывающаяся

структура

, определяющая

мысли

, чувства, поведение людей, их ценности и “жесты”. В исторических реконструкциях ментальности обнаруживается прежде всего как

причина

“отставания” или “сопротивления” переменам в социополитической и идеологической сферах (инерционность ментальности). Т. о., ментальные структуры служат одновременно и продуцирующим основанием и препятствием для исторического движения, благодаря чему

оно

и приобретает свой неповторимый уникальный

характер

, на воссоздание которого и должна прежде всего ориентироваться

история

. Образцами раскрытия и воссоздания ментальности различных эпох и социальных слоев служат работы историков нового поколения школы “Анналов” (Ж. Ле Гоффа, Р. Мандру, Ж. Дюби и др.), а также исследования историков культуры, науки, искусства (И. Хейзинга, Ж.-П. Вернан, П. Франкастель, Э. Панофскиидр.). Концепция коллективной ментальности, сложившаяся в истории и социоисторической психологии, имеет свои аналоги в таких конструкциях, как, напр., понятие “социальный характер”, предложенное Э. Фроммом в работе “Бегство от свободы” (1941). Как и в исторических исследованиях коллективной ментальности, в работе Фромма разрабатывается

модель

взаимодействия социальных, экономических и психологических факторов, предполагающая наличие действующих между ними системы двойственных связей. Согласно такой модели, все социально-экономические и политико-идеологические

мотивы

активности людей имеют шанс на успех в истории лишь при условии их “резонанса” с социопсихологической аурой, в которой они действуют. Рациональное начало как жизнеспособное

образование

структурировано на матрице социально значимой эмоциональной структуры, причем их локальное взаимопереплетение может расширяться по своего рода автокаталитическому механизму Создавая такую и подобную ей модели, концепции ментальности способствовали формированию новой методологической атмосферы в гуманитарном знании, противостоя редукционизму в его самых разных вариантах — как со стороны, напр., “экономизма” марксистской окраски, так и со стороны позивитизма, намечая тем самым продуктивные междисциплинарные синтезы психологии, лингвистики, этнологии, исторических дисциплин и других наук

о человеке

, включая и философию. Структурализм, отвергая концепцию Леви-Брюля “дологической” первобытной ментальности, способствовал дальнейшему развитию и углублению этих концепций и исследований, вводя семиотический подход и распространяя на всю культуру лингвистические модели. Однако в той мере, в какой

структурализм

переходит в

постструктурализм

, отношение к понятию ментальности меняется. Это ясно прослеживается, напр., у М. Фуко, выдвинувшего понятие “эпистема”, которое можно истолковать как интеллектуальную проекцию структуры ментальности соответствующей эпохи и ее культуры. Но уже в его “Археологии знания” (1969) еще встречающееся здесь и позитивно употребляемое понятие ментальность сменяется негативным к нему отношением. Высоко ценя Ф. Броделя и школу “Анналов” (эта

оценка

была взаимной),

Фуко

, однако, перенес акцент с “психологии” на “дискурс” как практику, истолковав последнюю в предельно десубъективизированной тональности. “Суверенность коллективного сознания”, как объясняющий

принцип

, содержащийся в некоторых концепциях ментальности, отвергается Фуко на том основании, что он, как считает

философ

, априорно и догматически унифицирует само по себе дисперсное “поле” истории. Фуко призывает историка вынести за скобки все подобные синтезаторы, такие, как, напр., представления о “влиянии”, “развитии”, “предшественнике” и т. п. представления, вносящие презумцию автономного “антропологического субъекта” и “исторического сознания”, на которые историком послушно нанизываются исторические “факты”. Однако нельзя и преувеличивать

подобный

разрыв Фуко с традицией “новой истории”, потому что и Февр, и

Бродель

, призывая к всеобъемлющему синтезу наук

о человеке

в рамках преображенной истории, развивая глобальный

историзм

, стремились как раз внести аналитически обнаруживаемое разнообразие и

дискретность

(столь дорогие Фуко) в тотализирующие и континуализирующие историю концепты “духа”, “индивида”, “сознания” и т. п.

    В. П. Визгин

В повседневной жизни и в научных кругах часто встречается понятие ментальности. Сегодня измышления о ней стало популярным и модным. И каждый человек трактует это понятие совершенно по-разному. Это дает возможность очень широко толковать описание ментальности. Но в то же время позволяет рассматривать конкретику и однозначный смысл употребления этого слова.

Что такое ментальность

Ментальность происходит от греческого «мышление» и означает оценку окружающей среды, способ взаимодействия в социуме и сочетание реакций психики. Менталитет или образ мышления создается в течение длительного периода. Сюда относится поведение, психологические реакции и приспосабливаемость к окружающей среде. И это будет общим для любой точки зрения – обычного человека, психотерапевта или социолога.

Определение

Менталитет – система мировосприятия, где ум неразделен с эмоциями. Особенность каждой культуры выражена в ответных реакциях на адаптацию к среде. Типы ментальности выражены в каждой социальной группе, их бесконечное множество. И каждая из них обусловлена общностью, в которой обитает личность, развития с детских лет, уровня цивилизованности и многих альтернативных показателей. Например, в Великороссии наливая гостю полную чашку чая, радуют гостеприимством, в Китае – это знак того, что ему пора уходить.

Определенный образ мышления начинает формироваться с первым жизненным опытом в детстве. В различных же культурах может быть совершенно противопоставлен по отношению к остальным. Менталитет подразумевает еще сопричастность индивидуальности как к личному, так и общеисторическому прошлому и будущему. Ментальный с латинского языка переводиться как манера мыслить.

Научное определение – глубокая степень коллективного и индивидуального осознания, включая:

  • неосознанное;
  • сравнительную прочную систему ценностей общественных объединений и сочетание подверженности человека;
  • способность восприятия в прямом смысле.

Менталитет образуется и зависит от системы ценностей, инфраструктуры и функционирования общности, которая выступает двигателем развития цивилизаций.

Наука

Общая точка отчета историко-социологического исследования включает оппозиции, комплексно соединяясь в общий менталитет:

  • бессознательную и подсознательную;
  • эмоциональную;
  • индивидуальную и рациональную;
  • общественную и культурную.

Системный анализ проводился по ментальности детей, наций, Европы, Африки, бюрократии, тоталитарности, средневековья. Субъективные по своей сути, разные области сочетали с достижениями человеческого ума – науки, философии, религий и идеологий. А также с миром бессознательных структур, поведенческих факторов в различных условиях среды. Таким образом, ученые старались определить ментальный образ целостной жизни.

Точки зрения

Карл Юнг рассматривал коллективно-бессознательное начало независимо от психологических архетипов. Но формы социального сознания неразрывно связывал с историческим контентом и общественными движениями.

«Анналы»

В 20 веке, в свою очередь, гуманитарная наука рассматривала интеллектуальное начало человека и общества в рамках классического рационализма 19 века. Она, отождествляя сознание со сферой знаний и научного развития, формировала однозначное представление о ментальности. Гуманитарий четко разграничивал менталитет от принадлежности к одной главенствующей родительской цивилизации других культур и линейного видения истории.

Центральным вопросом стал внутренний мир человека, его потребность в социальном общении и принадлежности к группам. Сама же ментальность есть средство анализа. Такое представление было заложено в 1930-х годах учеными Франции, создав свой журнал «Анналы». Основы исторической антропологии они разработали в «новой исторической науке».

Основополагающий термин встречается в работах Р. Эмерона 1856 года, но многоплановость и устойчивое развитие продолжает М. Пруст, занеся слово «ментальность» в неологический словарь. Л. Леви-Брюль исследовал два типа ментальности в своей работе «Первобытное мышление» – логический и дологический. Он подчеркивал несоразмерное отличие различных племен Австралии и Африки в русле европейской рациональности. Исследования Ж. Лефевр проводил в 1789 в рамках массовой паники французских деревень. Он рассматривал психологические и социальные моменты в один комплекс биологической обусловленной константы.

В манифесте «Новых Анналов» участвовали З. Барбу, И. Майерсон, А. Баллон, Ш. Блондель. Л. Февр в 1946 году на основании их работ отрицает бессознательную связь внутри групп, считая само сознание источником формирования истории и самой личности. Ментальность представляется как общая система ценностей, поведения, разума и ощущений. Внутри целого Февр обнаруживает противоречие двух составляющих ментальности – продуцированного и сопротивляющегося движений, необходимые для развития целого.

Другая точка зрения

М. Б. Туровский обобщил в философии понятие «ментальность пространства». В этом направлении человек является субъектом, опираясь на надындивидуальный фундамент общего информационного поля. Этот ментальный фон интегрирует в себя все, что когда-либо было создано обществом. Используя это понятие, Туровский объясняет истинную природу ограниченности человека.

Таким образом, определим ментальность, как групповой феномен, являющийся результатом неосознаваемого процесса унификации способов мировосприятия, мироощущения, миропонимания и выражающийся в идентичных паттернах поведения.

Суть «ментальности».

Ментальность — это скрытая, глубинная, безотчетная, неотрефлектированная часть общественного сознания.

Субъектом ментальности является не индивид, а социум. Это сфера коллективного бессознательного (то, что бессознательное является частью общественного сознания не противоречие, а изъян традиционной терминологии). Она в той или иной мере присуща всем его членам.

Содержанием ее являются латентные ценностные ориентации; мыслительные, поведенческие, эмоциональные стереотипы; картины мира и восприятие себя в мире; всевозможные автоматизмы сознания; распространенные общественные представления или, иначе говоря, расхожие мнения и т.п.

Ментальность противопоставлена идеологии как безотчетная, неотрефлектированная часть общественного сознания осознанной и теоретически обработанной. Четкой границы, однако, нет. Ментальность и идеология вернее всего могут быть представлены в виде противоположных полюсов общественного сознания, между которыми находится череда переходных форм.

Ментальность отражает пройденный обществом исторический путь и может быть рассмотрена как часть культуры. Более того, понимание её особенностей дает ключ к глубокому проникновению в скрытую от поверхностного взгляда «механику» культуры, ее «тональность», делает понятными потаенные взаимосвязи между явлениями. «Культура и традиция, язык, образ жизни и религиозность образуют своего рода » матрицу», в рамках которой формируется ментальность. Эпоха, в которую живет индивид, налагает неизгладимый отпечаток на его мировосприятие, дает ему определенные формы психических реакций и поведения, и эти особенности духовного оснащения обнаруживаются в » коллективном сознании» ».

Ментальность, как любой социальный феномен, исторически изменчива (хотя меняется очень медленно).

«Ментальность», как объект исследования.

На сегодняшний день имеется более десятка научных направлений, из которых пять, используя ту или иную лексику и терминологию, ставят своей целью изучения “картины мира” или “менталитета”, а остальные как минимум боком эту проблему затрагивают и имеют в этой области полезные наработки.

Пять упомянутых дисциплин друг с другом практически не связаны или связи эти являются недопустимо слабыми. А именно:

— психологическая антропология;

— когнитивная антропология;

— новая историческая школа;

— культурная психология;

— этническая экология.

Говоря о косвенном вкладе в исследования картины мира, полагают:

— культурологию;

— исследования по проблемам этничности и национализма;

— исследования по проблемам модернизации, главным образом те, которые написаны не теоретиками, а специалистами — востоковедами и африканистами;

— исследования по проблемам традиции (на этот раз, главным образом, теоретические работы);

— ряд исследований в области социологии.

Ментальность невозможно описать, если не представлять заранее, что именно нужно описывать. Последнее же невозможно, если не представлять структуру этнической картины мира (в том числе и ее бессознательные компоненты) и социальную структуру применительно к “распределительной модели культуры”, то есть социальную структуру и модель человеческого взаимодействия, которая бы объясняла механизм внутрикультурного и внутриобщественного распределения культуры.

В исследовательских задачах психологической этнологии ментальность — это совокупность психологически возможных в рамках данной культуры поступков, образцов поведения.

Социальная психология / ментальность.

Сохраняясь в культуре общества, социальная психология / ментальность отражает пройденный им исторический путь. «Менталитет отдельной личности определяется принципами и структурными особенностями языка и культуры, обусловившей ее развитие и становления< .> Язык и культура, в свою очередь, складываются в ходе исторического развития определенного народа. Таким образом, исторический опыт, переработанный и отложившийся в языке и культуре, влияет затем на формирование глубинных особенностей психики человека, осваивающего мир через язык и культуру. Образ мышления может поэтому рассматриваться как интериоризированный опыт языковой и культурной истории». Об этом писал известный историк П.Н.Милюков: «Национальный характер сам есть последствие исторической жизни». Сказанное в данном случае об этносе может быть, на наш взгляд, распространено и на другие виды социумов.

Существование в культуре различных частей общественного сознания различно. Идеология требует специального развития, культивирования, фиксации (т.к. основывается на теоретическом, научном мышлении) и сосредоточена в силу этого в цельном виде в умах немногих. Существование социальной психологии / ментальности в большей мере стихийно (хотя существуют способы управления, манипуляции), она присуща всем членам общества.

Содержанием полюса идеологии являются теории, научные, религиозные, философские системы и учения, сознательное мировоззрение. Содержанием полюса стихийной, безотчетной социальной психологии / ментальности являются мыслительные, поведенческие, эмоциональные стереотипы; латентные ценностные установки; картины мира и восприятие себя в мире; всевозможные автоматизмы сознания; общественные представления и пр.

Механизм сохранения и передачи социальной психологии / ментальности, а также усвоение ее каждым новым членом общества похожи на механизм жизни живых естественных языков. Через среду (языковую или, соответственно, ментальную) и от старших поколений — младшим. «Культура и традиция, язык, образ жизни и религиозность образуют своего рода » матрицу», в рамках которой формируется ментальность. Эпоха, в которую живет индивид, налагает неизгладимый отпечаток на его мировосприятие, дает ему определенные формы психических реакций и поведения, и эти особенности духовного оснащения обнаруживаются в » коллективном сознании» ».

Проблемы изучения “национального характера”.

Между тем работы, написанные в рамках психологической антропологии с 20-х годов сначала робко, а затем все активнее затрагивают проблемы изучения “национального характера” (по сути, менталитета, хотя это слово представители данного направления обычно не употребляют) современных развитых народов.

“Крестьянские исследования” (которые представляют отдельный интерес с точки зрения изучения проблем ментальности) вылились в особое направление и далее не были непосредственно связаны с психологической антропологией, а представители психологической антропологии (Р. Бенедикт, М. Мид, Г. Горер и др.) обратились к целостному описанию наиболее культурно, политически и экономически развитых народов Европы, Америки и Азии. С конца 30-х до начала 50-х исследования национального характера существуют как отдельная школа внутри психологической антропологии.

ментальность это в психологии

Менталитет помогает понять, почему в одинаковых ситуациях разные народы ведут себя по-разному. Его природа консервативна, ее невозможно быстро изменить, точно так же как характер мыслей, чувств, поведение многих людей. Мировоззрение влияет на образование, но образование способствует воссозданию, преобразованию и корректировке менталитета.

Менталитет — что это?

Менталитет — это образ мыслей, склад ума. Он проявляется в виде эмоциональных, культурных, интеллектуальных особенностей человеческого мировоззрения, свойственным определенной этнической группе. Такое понятие распространилось в русской разговорной речи с середины двадцатого века. С помощью мировосприятия человек может понять умонастроение, оценку, взгляд, норму поведения, ценности, мораль различных групп людей.

Менталитет в социологии

Мировоззрение помогает изучить общественное сознание и имеет следующие эвристические возможности:

  • помогает понять уникальный духовный мир субъекта;
  • помогает понять специфическое восприятие мира;
  • объясняет поведение и деятельность субъекта.

Если исходить из того, чем определяется менталитет в социологии, то в данном случае — это система социально-психологических особенностей человека, либо общности. В основу такого мировосприятия положен генотип, создание которого было обусловлено природной и социальной средой, собственным духовным творчеством субъекта. Мировоззрение предопределяет то, каким характером будет наделен человек, какая у него будет речь, поведение, деятельность. Он воссоздает единство, преемственность социальной общности.

Существует три компонента менталитета:

  1. Уникальность. Это чувства, эмоции, идеи, стереотипы, которые присутствуют у одного субъекта, отсутствуют у других.
  2. Своеобразное сочетание определенных признаков, которые характерны только для определенного коллективного субъекта. Так, например, в профессиональной сфере это интеллектуальная честность, смелость, широкий кругозор, высокий IQ.
  3. Количественное соотношение таких признаков. Например, по показателю IQ можно разделить людей по категориям: юристы, банкиры – 120%, авиамеханики, электрики, химики – 109%, маляры, водители – 98%.

ментальность это в психологии

Менталитет в культурологии

Мировосприятие — это составная часть определенной культуры, определенного культурного пространства, на его формирование влияют определенные социальные, культурные условия в процессе длительного исторического развития. На протяжении многих столетий умонастроение формировалось, поддерживалось и видоизменялось под воздействием:

  • естественно-географических условий проживания;
  • соседства народов (в ходе эволюции один народ заимствует элементы быта, языка и верований у другого народа);
  • культурных условий, где системное ядро – культура, а отдельные элементы – жизненные явления в рамках культуры (бытовые привычки, политические нормы, религиозные верования).

У каждого народа свое культурное пространство, свои формы культуры, которые наполняются им в процессе деятельности. Народ сам является создателем своего культурного пространства, в этом и есть глубинный смысл культуры. Менталитет и культура – это понятия, которые не только характеризуют общее, что объединяет отдельных носителей одной культуры, но и выделяет то, что отличает эту культуру от других.

Менталитет — психология

Мировосприятие в психологии является характерной спецификой психической жизни определенного социума. Для ее раскрытия используется система взглядов, оценки, склад ума, хотя такое мировоззрение не может полностью совпадать с мыслью, действием, словом человека. Изучая, что такое менталитет человека, психологи сумели выделить четыре типа:

  1. Варварский — высокая выживаемость, выносливость, активное сексуальное поведение, бесстрашие перед риском смерти, это своеобразный менталитет победителя.
  2. Аристократический — независимость, гордыня, аристократичность, стремление к внешнему лоску, высокая нравственность.
  3. Интельский — пренебрежение к удобствам, комфорту, высокая работоспособность, сильная боязнь смерти, боли.
  4. Буржуазный — бережливость, экономичность, трудоголизм, душевная скупость, неискренность.

Вместе с тем, как развивались общественные отношения, складывалась и изменялась типология индивидуального мировосприятия: можно было изменить менталитет, дополнить его новыми чертами, лишить нежизнеспособных сторон. Сегодня такие типажи крайне редко можно встретить в чистом виде. Они скорее способствуют созданию интересных сочетаний черт в характерах людей, помогают окрасить ментальное сознание наций.

ментальность это в психологии

Менталитет — философия

Менталитет представляет собой совокупность социально-психологических особенностей человека, у различных групп людей или социальных групп она различна. Частью такого мировоззрения считается чувство собственной принадлежности. Великие мыслители, философы считали, что на патриотизме, чувстве родины основывается народный дух. Осознанная принадлежность человека к определенному этносу, нации пробуждает его духовность.

Менталитет в философии отражает определенный образ мыслей, который может носить групповой характер. Мировосприятие состоит из традиций, обычаев, прав, институтов, законов. Все это проявляется с помощью главного инструмента, которым является язык. Мировосприятие в философии представляет собой определенную психическую оснастку, умственный инструмент, с помощью которого представители того или иного общества могут по-своему воспринимать свое окружение, самих себя.

Виды менталитета

Человеческое мировоззрение – это уникальный сплав психических качеств, их особенностей, то, как они проявляются. Для того чтобы узнать, какой бывает менталитет, нужно внимательно присмотреться к следующим видам:

  1. Исходя из сферы жизни социума, мировосприятие делится на экономическое, социальное, политическое, культурное, духовно-нравственное.
  2. В зависимости от типов деятельности, мировоззрение может быть производственным, научным, техническим, административным, литературным.
  3. Исходя из образа, мышления, мировоззрение может быть религиозным и национальным, городским, сельским, гражданским, военным.

Ментальность и менталитет — отличия

Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.

Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие — это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность — это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. А менталитет — это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.

Менталитет и мировоззрение

В основу менталитета положено мировоззрение. Оно выражается с помощью понятий, идей. Мировоззрение в общих чертах описывает модель человеческого мира, оно помогает человеку учиться осознавать себя в этом мире. Без этого качества у человека не получится осмыслить свое существование, найти свою цель, в данном случае проявляется низкий менталитет. Человеком легко будет управлять и манипулировать.

В зависимости от способа восприятия мира, выделяют следующие виды мировоззрения:

  • философское;
  • мифологическое;
  • религиозное;
  • научное.

ментальность это в психологии

Как формируется менталитет?

Формирование менталитета происходит на протяжении двенадцати лет. Оно начинается с трехлетнего возраста и завершается к шестнадцати годам, когда у человека происходит образование своей системы ценностей, целей, средств для их достижения. Развитие сторон мировосприятия человека напрямую зависит от:

  • менталитета родителей;
  • книг и кинокартин;
  • физической выносливости и психической стабильности;
  • СМИ;
  • политики;
  • школы.

Как поменять менталитет?

Каждый человек вправе сам выбирать свой жизненный путь. Если вы решили изменить свое мировосприятие, будьте готовы к тому, что для этого потребует больших временных затрат и сил. Для того чтобы изменить менталитет человека, необходимо:

  • отказаться от алкоголя для создания полноценного поколения;
  • уйти от всех вредных привычек;
  • стать атеистом, потому что религия считается громадным тормозом развития интеллекта;
  • читать современную литературу;
  • проводить мозговые штурмы;
  • уйти от установленных в обществе законов.

Книги про менталитет

Многие авторы русской литературы сумели отобразить особенности менталитета русского народа в известных произведениях, каждое из которых описывает незнание меры, широту и размах, ведомость и необоримую веру, пассивность, жестокость и жертвенность любви, преклонение перед прекрасным, святость, двойственность и противоречивость.

  1. Н.В. Гоголь «Мертвые души».
  2. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
  3. Лирика Ф.И. Тютчева.
  4. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Share on FacebookPin on PinterestShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInShare on VKShare on StumbleUpon

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *