Ольга Дзюба,
29 ноября, 2017 16:30 / Образование
Эволюция системы образования: античные времена
Неотъемлемым процессом для общества является образование, происходящее от слова «bildung», что в переводе с немецкого означает «образ». Оно направленно на обучение и воспитание не только людей, но и всего государства в целом, в результате чего человек раскрывается как личность, а также приобретает определенные навыки, нормы, ценности и знания. Чтобы подробнее разобраться в смысле обучения и понять, какую роль и место оно занимает в современном мире, проанализируем эволюцию системы образования.
Изначально обучение человека осуществлялось в домашних условиях, передаваясь от старшего поколения к младшему. Дети приобретали знания, навыки и опыт родителей путем повседневной деятельности и общения: учились готовить еду, изобретать орудия труда, лепить посуду, пасти скот, а также обучались танцам, культовым действиям и обрядам.
В дальнейшем, с зарождением новых государств, когда изобрели письменность и математическую символику, возникла необходимость в образованных людях, обладающих специальными знаниями и навыками. Это послужило резким толчком для переворота в специфике обучения, что требовало особой подготовки и организации. В первую очередь нужны были учителя, знающие толк в обучении, а во-вторых, требовалось построить специальные учреждения, чтобы дети смогли в них получить необходимое образование.
Именно так и появились первые специализированные учебные заведения в Египте и Вавилоне, основанные на древневосточной системе образования около III тысяч лет назад до нашей эры. Здесь обучали грамоте, письму, математике, религии, мифологии, гимнастике и музыке. Такие учебные заведения именовались «Домами табличек» в Вавилоне и «Домами писарей» в Египте — их библиотеки считались центрами культуры, поскольку были оснащены клинописными ценными текстами. Обучение в таких учреждениях начиналось с 5 -7 лет, а заканчивалось в возрасте 20-25лет. За опоздание, плохое поведение и неаккуратный почерк широко применялось телесное наказание, что считалось нормой, дабы ребенок рос дисциплинированным и послушным.
Во времена античности система образования стала набирать обороты, и появились крупные «школы», что в переводе с древнегреческого означало «schole» — место, где можно справить свой досуг и отдохнуть. В школах древнегреческой системы образования существовало три вида воспитания: спартанское, афинское и римское.
В Спарте все школы были государственными, включающими в себя военное образование – единое для всех детей, как для мальчиков, так и для девочек, главной целью которого было подготовить физически сильного, выносливого и мужественного «воина-защитника». Дети воспитывались при школе с самого рождения и до 18 лет, приобретая там образование по всем дисциплинам, навыки послушания и умения преодолевать трудности.
В Афине школьное образование получали только мальчики, девочки воспитывались в домашних условиях. Все афинские школы были частными – здесь учили писать на восковых дощечках обычными палочками, считать при помощи пальцев, счетов и камней, петь и танцевать. Основной задачей такого обучения являлось воспитать идеальную, развитую морально и всесторонне, личность.
В Древнем Риме главной ценностью являлось государство, а не личность человека. В результате социально-классового расслоения страны, обучение поделили на два типа: платные школы для среднего населения, в которых учили письму, счету и чтению, и грамматические школы для высших слоев, с углубленным изучением философии, риторики, греческого и латинского языков. Детей низших сословий отправляли на долгий срок обучаться мастерству и навыкам к ремесленнику, торговцу или же купцу.
Помимо этого в древнегреческой системе образования существовали риторические школы, обучающие астрономии, математике, философии, умению вести споры и диспуты. Такие школы в дальнейшем стали государственными учреждениями, а учителя, благодаря этому, начали получать ежемесячное пособие за свои труды.
Времена античности послужили начальной ступенью для развития образования в эпоху Средневековья, о котором мы поговорим в следующий раз.
Очень часто дети в старших классах отказываются ходить в школу, мотивируя это тем, что они не понимают, зачем им это нужно. А их родители порой не могут объяснить толково, для чего же сегодня нужна школа. Ведь всю необходимую информацию сейчас очень легко найти в мировой сети Интернет, а если что-то не понятно можно нанять репетитора.
В этой статье попробуем разобраться, что дает ребенку школа, как ученику, и нужно ли в ней учиться или же можно обойтись без нее.
Кто придумал школу и зачем?
Школа, как отдельное учреждение, было создано еще очень давно — во времена Платона и Аристотеля, только называлась она по-другому: лицеем или академией. Создание таких учебных заведений было вызвано тем, что люди хотели получить знания или научиться какому-то ремеслу, а в рамках семьи они это не могли сделать, поэтому им приходилось идти на учебу. Долгое время школу могли ходить не все, и только около 100 лет назад все дети получили право получать образование, что было зафиксировано в Европейской конвенции по правам человека.
Зачем нужно учиться в школе?
Самым главным аргументом, которым объясняют детям, почему же нужно ходить в школу, является обучение или получение знаний. Но с появление свободного доступа к Интернету, большого количества энциклопедий и познавательных телевизионных каналов, он перестает быть актуальным. При этом очень часто забывается, что кроме получения определенных знаний, умений и навыков, школа выполняет еще немало функций: социализация, развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения, профориентация, то есть формирование самодостаточной гармоничной личности.
Нужна ли подготовка к школе?
Многие мамы считают, что детей к школе готовить не нужно, что это просто пустая трата времени и сил, а порой и денег. Но даже если вы регулярно занимаетесь с ребенком дома и научите его читать, писать и считать, этого может оказаться недостаточным для нормальной адаптации к школе и дальнейшего обучения в ней. Ведь кроме знаний ребенок, идущий в первый класс, должен: уметь высидеть время урока (30-35 минут), уметь работать в группе, воспринимать задания и объяснения учителя. Поэтому, когда ребенок посещает детский сад, где проходит подготовка к школе, посещает частные развивающие занятия или курсы подготовки, проводимые в самой школе, то ему намного легче дается адаптация к дальнейшему школьному обучению.
Наилучшим вариантом является посещение курсов подготовки в том учебном заведении, куда вы планируете отдать своего ребенка, так он постепенно познакомится и со своими будущими одноклассниками, и с учителем.
Что нужно изменить в школе?
Для того, чтобы улучшить процесс обучения и воспитания в стенах школы и ученики стремились учиться, необходимо в ней сделать следующие изменения:
- обеспечить спортивные залы современным оборудованием и инвентарем;
- создать комнату психологической разгрузки (и для учителей, и для учеников) и ввести уроки психологии (или организовать кружок);
- организовать как можно больше кружков при школе (пения, танцев, борьбы, рисования, ораторского искусства и другие);
- обеспечить классные кабинеты современным техническим оборудованием: телевизорами, ноутбуками, мультимедийными и интерактивными досками, проекторами;
- повышать престиж профессии «учитель»;
- создать учебные программы, в соответствии с возрастом.
Надо отметить, что у родителей, которые четко понимают и объясняют важность обучения в школе, а также интересуются успехами своего ребенка и участвуют в организации учебного процесса и досуга, дети очень положительно относятся к школе и понимают, зачем они ходят в нее.
Наверное, Аристотель и Платон имеют столь высокий авторитет, раз именно их считают теми, кто придумал школу.
Ведь существуют сведения, что заведения, подобные школам появились гораздо раньше еще в Древнем Египте. На современную, конечно, больше похожа римская образовательная система.
Вместе с формированием и развитием общества, возникла потребность в овладении грамотой. Человечество накапливало не только практический, но и теоретический опыт, и его нужно было передавать. Возникновение государств нуждалось в грамотных гражданах, без чего они не могут развиваться.
Кто придумал школу в Древнем Египте так и осталось неизвестным, поэтому и решили назвать имена Аристотеля и Платона, ведь они реальные основатели учебных заведений Древней Греции. До этого обучение осуществлялось только дома, при необходимости нанимались учителя.
Образование в эпоху Древнего Египта и Междуречья
Историки предполагают, что в Древнем Египте могли существовать школы или их подобие во времена царствования пятой династии Древнего царства. Тогда же зародилась письменность, вот и организовывались первые образовательные учреждения на территориях храмов и дворцов.
Существуют сведения, что в третьем тысячелетии до нашей эры в Месопотамии уже были школы. Представители старшего поколения передавали свои знания молодому. Уже в те далекие времена была явная потребность в грамотных людях, умеющих читать и писать.
Школы Древней Греции
Перед обществом Древней Греции стояла проблема предоставления детям свободных граждан всестороннего образования. Тогда и были заложены главные принципы образования, что и являлось школьным обучением. Тот, кто придумал школу, имел в виду особое заведение для детей состоятельных родителей. Поэтому и было решено назвать учебные заведения емким словом «школа». На самом деле, в переводе с древнегреческого, оно обозначает «развлечение». В школу ходили, чтобы развлечься. В это же время бедным людям приходилось работать.
Первая современная школа
В 17 столетии появилась школа, которая представляла современный образец, многие из ее принципов используются по сей день. Основателем первой европейской школы стал Амос Коменский – чешский педагог. Это он разработал систему классов и уроков, и она прочно вошла в образовательную систему и продержалась до настоящего времени. Он воплотил свои идеи о дисциплине, разработал дидактические принципы, призывал к всеобщему обучению.
Коменский уделял особое внимание вопросам воспитания, которые он рассматривал в тесной связи с обучением. Он считал, что обучение должно проходить в строгой последовательности сообразно возрасту.
Многие труды Коменского оказали огромное влияние и вошли в современную систему образования.
Первая школа в России
Русский князь Владимир Святославович (980-1015 гг.) после введения христианства открыл первую школу, он считал образование на втором месте после религии. Его дело продолжил сын Ярослав Мудрый. В основном это были школы, где изучалась философия, грамматика, риторика. Потом стали создаваться школы по обучению письма и счета, а также преподавались основы естествознания и географии.
В России появились первые школы в 18 столетии. Этому нововведению мы обязаны Петру Первому. Он не просто ввел новую систему образования, но и активно способствовал ее распространению по всему государству. При нем появились и первые гимназии. Петра Первого считают основателем первых русских школ, потому что именно он причислил образование к государственной политике. Его планы по осуществлению реформ требовали образованных людей.
Вы можете оставить комментарий ниже.
Кто придумал школу и зачем =
- школу придумали люди, которые жаждали развития…. зачем? да учат там многому…. но вот туда же еще и ходить надо-вот это жопа получается! кто туда придумал ходить???? -этот вопрос нужно было задать)))))
- В школах учили ремеслам с самых древних времен, все школы были частные, а в Европе строго прослеживали чтобы обучение ремеслам было связано с христианскими догматами и школы подчинялись местному руководству, отсюда и пошли сами школы, организации централизованного обучения детей
- Ян Амось Коменский он по праву заслужил звание создателя школы. А зачем… да просто скучно было, и он такой «почему бы не придумать школу что бы все мучались»
- Не родился человек который не задавал бы этот вопрос. Люди сами усложнили себе жизнь. Горе от ума. Вот львы например, в школе не учатся, живут в тплом месте, одежду не надо, кушают только парное мясо, женятся когда хотят и с кем хотят, налоги не платят и зрение перед экранами не сажают. А от чего все удовольствия? Они не стали умничать!
- Незнаю кто, но знаю зачем… чтобы Beautifulgirl могла задать этот вопрос )))
- козлы какие-то!!!
- Чтобы человек не был дурнем и невежей.
- Многодетные родители. Чтобы не учить каждого ребнка отдельно.
- Ломоносов кажись:)
- Школу-не знай, кто придумал.. .
Но она необходима, чтобы человек, закончив это заведение не был сильно забитым в обществе, имел минимальный запас знаний, для получения специальности и достижения своих целей…. - Человек рождаясь, ещ не является ЧЕЛОВЕКОМ. Это кусок биомассы — животное, с набором простейших инстинктов — т.е., поспать, поесть,сходить в туалет, плюс инстинкт размножения. Образование и призвано сделать из куска биомассы — Человека т.е. Развить разум (чем человек отличается от животного) и чтобы он преобладал и контролировал простейшие инстинкты. К сожалению на улицах вс больше животных ?
- Знание-сила!
Учение-свет, неучение-тьма!
Невежда учителя ненавидит!
Век живи, век учись!
. - Думаю деда Ленин. Наверно хотел что бы все стали такими же умными как он. А бестолочам я думаю учиться не обязательно. Во все времена были неучи и ни чего, размножались
- Школа была ещ в древнем Египте!!!
Внимание, только СЕГОДНЯ!